Малая Родина в письмах
Письмо Третье.
Боль проходит понемногу,
Не на век она дана.
Есть конец мятежным стонам.
Злую муку и тревогу
Побеждает тишина.
А.Блок «Последнее напутствие».
Здравствуй, мой верный друг!
Продолжаю, продолжаю начатую историю.
Хотя - что такое история? В дословном переводе история - это рассказ о прошедшем. Она включает в себя процесс развития природы и общества, человечества в целом и конкретной нации, народности, государства. Но иногда историей можно назвать наш вымысел, то есть придуманную сказку, миф, легенду. Историей можно считать летописание и бытописание, все зависит от объекта исследования и рассказчика.
Понятие истории многозначное, как и многие слова русского языка.
«История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого»
3,- писал историк В. О. Ключевский.
А Лев Николаевич Толстой высказал в свое время интересную мысль. Он говорил, что историю России невозможно написать, потому что она связана с историей каждого человека в отдельности, а если подойти к этому вопросу еще глубже, то с историей его рода. Так вот, чтобы написать историю страны, нужно начинать описывать историю каждого человека в отдельности, ибо он часть всеобщей истории своего государства.
А что же такое история села? С чем она связана, почему я пишу тебе о ней?
Думаю, что она часть нашей русской истории. Иногда на маленьком примере можно понять исторические события, затрагивающие государство в целом. История села связана со всей Россией, потому что вся наша страна вышла из подобных сел и деревень. Наверное, невозможно написать полную русскую историю, не изложив хотя бы кратко судьбы отдельных селений и деревень, разбросанных по всему необозримому пространству России.
Поэтому мое обращение к истории родного села можно считать правомерным, так как и оно заслуживает интереса, как любой живущий на земле человек. Но, порой, мы больше знаем о величественных городах, о знаменитых людях, нежели о своей малой родине, о живущих рядом с нами соседях, друзьях. А когда они исчезают: населенные пункты - с географической карты, а люди - уходят из жизни; становится слишком поздно.
Будем же спешить, мой друг. Обратимся непосредственно к тому эпизоду, на котором остановилось мое повествование.
Было это, если не ошибаюсь, смутное время, то есть его рождение и истоки. Интересно, можешь ли ты сходу вспомнить о таком периоде нашей истории?
Думаю, что вспомнишь, но за подтверждением своих знаний заглянешь в словарь или энциклопедию. Что ж, полезно иной раз заглядывать в «академический словарь». Если тебя заинтересует глубже этот вопрос, то возьмешь с книжной полки томик «Полного курса лекций» В.О.Ключевского, а, может быть, Костомарова или Платонова. Устроившись удобно, в кресле или на диване, станешь читать. И, конечно же, отложишь мое письмо в сторону. Я почти угадала, не так ли? Но попробую заинтересовать тебя своей историей.
Смута, или мятеж - это возмущение, неповиновение, непослушание. В конце 16 - начале 17 столетий смута пришла на Русь.
Смутно, тревожно стало в народе. А смуть недоброе дело. «Она смутом по домам стала ходить»
2. Смутилось сердце народное.
В эти смутные годы царский трон еще несколько лет передается от одного правителя к другому: шапка Мономаха и скипетр после смерти Бориса Годунова переходят к его сыну, затем на престоле оказывается самозванец - Лжедмитрий 1, а через год у власти уже новое лицо - Василий Шуйский. Лишь иноземное вторжение на русские земли остановливает этот процесс.
«Иных времен татары и монголы» нагрянули на Русь. Польско- литовских захватчиков влекла Москва, царский трон и власть, а так же несметные богатства русского государства.
Угроза со стороны интервентов заставила объединиться русский народ, как обычно случается во время страшных бедствий, непредвиденных вторжений, угрожающих земле русской. Казалось, что государство на краю гибели, но нет, оно выжило и не погибло. Сколько подобных примеров мы найдем в нашей истории. Сила духа русского народа, корнями уходящая в язычество и христианство, помогла выстоять в борьбе с неприятелем.
В эти годы и Православная Церковь не осталась в стороне. Она с честью исполнила свой долг служения Отечеству. Искренний патриот, священномученик Патриарх Ермоген, принявший мученическую смерть от захватчиков в 1612 году, стал настоящим вдохновителем народного ополчения Минина и Пожарского.
И поднялась Русь, и встали ее воины, и пошли воевать. И из малых селений шли, и из больших градов шли. Никто не остался в стороне. Много ее сынов полегло в сражениях. Не досчиталась и рязанская земля своих кормильцев, погибли русичи, смело и гордо побеждая дерзкого неприятеля.
После освобождения Москвы и прихода на царствование династии Романовых поутихла Русь. Раненная и разграбленная, покалеченная, изувеченная она стала потихоньку восстанавливаться. Однако стояли на Руси города, села, деревни нетронутые врагом. Но их жители в трудное время поднялись на всеобщую борьбу с интервентами. Ижевское не стало исключением. Ушли и его жители воевать, многие так и не вернулись, полегли в сражениях.
А село продолжало жить, более того, к этому времени оно становится более крупным, состоящим из нескольких отдельных частей. Каждая из них имела своего хозяина.
Тебе не кажется, мой друг, что чем-то это напоминало домонгольскую раздробленность Руси. Средней частью села с прилегающими к ней улицами владел боярин Захарий Яковлевич Сулешов и Дмитрий Тимофеевич Трубецкой. В южном конце Ижевского имел поместье князь Никита Иванович Одоевский, в северном - князь Андрей Васильевич Хилков.
Неправда ли, довольно известные в русской истории фамилии. Никита Иванович, например, вел свой род от князей Одоевских, которые вместе с князьями Воротынскими, Мезецкими, Белевскими входили в число потомков св. Михаила Черниговского.
С половины 15 столетия они подчинялись Литве, но, пользуясь выгодами пограничного положения, служили «на обе стороны»
3, и Литве, и Москве. В 17 веке Никита Иванович был дипломатом, в 70-80 годы, влиятельным лицом в правительстве. Руководил составлением Соборного уложения 1649 года. Возможно, что за верную службу ему отдали во владение часть нашего села.
Трубецкие - русские и литовские князья, осели на Руси в шестнадцатом столетии. Они служили при дворе царя. Князь Дмитрий Тимофеевич руководил двумя земскими ополчениями и временным земским правительством. На Земском соборе 1613 года он был одним из претендентов на русский трон. Но не стал князь Трубецкой русским царем. Он, видимо, продолжил службу в Москве. А часть его поместья в рязанской земле со временем перешла к наследникам.
Так к концу 18 столетия большей долей села Ижевского владели Анна Федоровна Белосельская, по матери Трубецкая, и граф Салтыков. Но в 1778 году они продали свои владения надворному советнику Ивану Никитовичу Демидову, внуку тульского кузнеца Никиты Демидовича Антуфьева, уважаемого императором Петром Первым.
Со вступлением в законные права владения имением Ивана Никитовича, начинается бурное развитие Ижевского, период его расцвета, связанный с нововведениями в жизнедеятельность села. Но об этом я напишу чуть позже.
Извини меня, мой друг, что не могу рассказать подробнее о предыдущих владельцах села. Их фамилии, как я уже писала, довольно известны в русской истории. К сожалению, многие документы затерялись и сгорели при пожарах, которые случались в Ижевском довольно часто. Хотя есть предположение, что многие интересные материалы, рассказывающие о владельцах села, попали в архивы Рязани или Москвы. Но это всего
лишь моя догадка. Вполне возможно, что рано или поздно всплывут неизвестные факты. Может быть, они еще хранятся на страницах бумаг, прятающиеся под слоями архивной пыли. А пока мы имеем то, что имеем..
На этом я заканчиваю очередное письмо. Искренне надеюсь, что тебе занимательно читать то, о чем пишу. В противном случае буду сильно огорчена.
До свидания, мой друг! До следующего письма!