Борис Васильев (1924-2013 гг.) – писатель-фронтовик, которого представлять читающей публике не нужно.
В годы написания и выхода в свет повести Бориса Васильева «В списках не значился» книги читали везде: дома, на даче, в метро и т.д. Книги дарили на праздники и на дни рождения, потому что они считались лучшим подарком, развивающим умственные и духовно-нравственные составляющие человека.
Мое детство и первые годы юношества пришлись на советское время, когда по радио звучали песни о Родине, о Великой Отечественной войне, об искренней и неподдельной любви, о бескорыстной и преданной дружбе, а на экранах телевидения шли об этом фильмы – неповторимые, запоминающиеся произведения кинематографического искусства. С того времени мне остались дороги многие киноленты различных сюжетов. Среди них самыми трогательными остаются картины о Великой Отечественной войне - «Офицеры», «А зори здесь тихие…», «Горячий снег», «Семнадцать мгновений весны», «Летят журавли»…
Мне нравится в них все: сюжет, профессионально подобранный состав актеров, трогательная музыка, глубокие стихотворения о войне и настоящая, неподдельная жертвенная любовь, без которой невозможно было бороться против фашизма.
Помимо фильмов, у меня остались любимые книги о войне. Одна из них - повесть Бориса Львовича Васильева «В списках не значился».
Думаю, что это произведение трогательное и торжественное одновременно, потому что написано о молодом человеке – лейтенанте – Николае Плужникове. О непростой, но цельной судьбе русского солдата, а также о высоте человеческого духа и русской святости.
Повесть впервые напечатана в журнале «Юность» в 1974 году, автору которой 21 мая 2024 года исполнилось 100 лет со Дня рождения.
Сюжет повести такой. В ночь на 22 июня 1941 года молодой лейтенант Николай или Коля Плужников, как называет его на первых страницах автор – просто, по доброму; приезжает служить в Брестскую крепость. Вставать на учёт оказалось поздно. Он отужинал в местном ресторане и отправился на заставу. Добраться до назначенного пункта Коля не успевал – началась война - Великая Отечественная война (1941-1945гг.).
Именно поэтому Николая Плужникова не заносят в официальные списки военнослужащих Брестской крепости.
Следовательно, когда немецкие войска вторгаются на территорию крепости, он запросто может покинуть ее, и этот поступок не будет считаться дезертирством. Он может спасти свою жизнь, продолжить воевать за пределами этого жуткого места. Тем более, что в первые часы еще возможно пробраться в город, к своим. Однако, у Плужникова не возникает подобных мыслей. Его волнует другое: нет в списках, о нем не знает командование, а он здесь, может исполнять приказы.
И Николай начинает войну: свою войну. И свой путь становления из обычного лейтенанта - Коли или Николая Плужникова – в героя Великой Отечественной Войны – седого, полуживого, мужественного Николая Плужникова – святого – русского солдата.
В подвалах крепости оказываются и другие военные, а также жители крепости. Среди них - еврейская девушка Мирра. После нескольких месяцев борьбы с немцами, гибнут почти все подпольные защитники. Николай Плужников и Мирра остаются вдвоем. И через некоторое время молодые люди влюбляются друг в друга.
Любовь не выбирает времена, поэтому и в войну между оказавшимися на фронте людьми возникали глубокие и истинные чувства. Николай Плужников почувствовал и разглядел в юной девушке настоящую преданную, жертвенную натуру. Его не оттолкнул даже недуг Мирры - хромота. Почти в конце повести Николай посылает беременную Мирру из подвалов наверх крепости, на свободу, и, как он думал и надеялся, на жизнь. Она незаметно присоединяется к группе женщин, разбирающих завалы, но, немцы, заметив среди них лишнюю, расстреляли Мирру, а значит, и не родившегося малыша – их с Николаем ребенка. Плужников об этом так и не узнал. И это его спасло для продолжения войны.
В конце повести Николай Плужников спустя почти девять месяцев после начала войны выходит из подвалов крепости и умирает на глазах всех тех, кто оказался наверху: русских женщин, русских предателей и врагов - немцев:
«А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдавших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.
А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.
Возле машины.
И упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ». Последние несколько слов отсылают к православной молитве, которую читают на пасхальных богослужениях: «Христос воскрес из мертвых смертью смерть поправ, и сущим во гробах живот даровав».
Получается смерть русского солдата свята…, а обращение к православию напрямую указывает на единую и неделимую писательскую нить с Федором Михайловичем Достоевским.
Язык повести своей ясностью и понятностью также связан с глубокой, глубинной мудростью сказок и повестей Белкина Александра Сергеевича Пушкина. Более того, романтизм и преданность отношений Плужникова и Мирры отсылает к трогательным и непревзойденным произведениям Ивана Сергеевича Тургенева – «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь». Именно поэтому произведение Бориса Васильева «В списках не значился» доступно для читателей от 12-14 лет и старше.
Наталия Ильина (Орлова).